|
Автоматизация
|
изменение структуры действия в процессе формирования различных навыков путем упражнения
|
|
Аккредитация
|
Процесс, посредством которого предоставляется формальное признание учебного заведения и его соответствия определенным квалификационным и образовательным стандартам
|
|
Актуализация
|
действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании, непосредственном восприятии
|
|
Алгоритм
|
1.Однозначное пошаговое описание (предписание, инструкция, правило, рецепт) чисто механически (в отвлечении от содержательного контроля) выполняемого шага за шагом единообразного и опирающегося на конечное множество правил решения любой конкретной задачи из какого-либо класса задач данного определенного типа 2.Разрешающая процедура, разрешающий метод 3.Единый прием, позволяющий механически решить (по одной и той же программе) любую из всего класса задач, отличающихся друг от друга значениями каких-либо параметров
|
|
Анализ
|
Мысленное или реальное расчленение предмета, явления, процесса на части
|
|
|
Аттестация образовательного учреждения
|
Процедура сбора и предоставления информации в целях оценки деятельности лицензированного образовательного учреждения
|
|
Аттестация педагогических кадров
|
Оценка педагогических кадров образовательных учреждений по заранее разработанным критериям в соответствии с их должностными обязанностями
|
|
Величина
|
То, что можно измерить, исчислить; величины различают скалярные и векторные; векторные величины характеризуются не только числовым значением, но и направлением (скорость, сила и т.п.)
|
|
Вид образовательного учреждения
|
Характеристика качественных различий в деятельности учреждений, относящихся к одному типу: устанавливается учредителем образовательного учреждения и подтверждается результатами государственной аккредитации
|
|
Внимание
|
Избирательная, сосредоточенная направленность сознания на определенный объект, избранный из множества объектов, воздействующих на субъект в данный момент. Различают непроизвольное внимание (пассивное, не связанное с заранее поставленными субъектом целями, планами и задачами) и произвольное, определяемое задачей, стоящей перед субъектом в ходе той или иной деятельности
|
|
Вопрос
|
Неизвестная задача, которую необходимо разрешить; предложение, выражающее недостаток информации о каком-либо объекте, наделенное особой формой и интонацией и требующее ответа, объяснения
|
|
Воспроизведение
|
Этап процесса памяти как появление в сознании образа и представления о ранее воспринятом
|
|
Государственный образовательный стандарт
|
Образовательный ценз, образовательный уровень, который должен быть достигнут личностью для получения соответствующих документов об образовании
|
|
Готовность памяти
|
Легкость воспроизведения сведений, необходимых в каждом случае (определяет находчивость, сообразительность)
|
|
Гуманизм
|
Мировоззрение, основными принципами являются любовь к людям, уважение человеческого достоинства, забота о благе людей
|
|
Деятельность
|
Совокупность сознательно спланированных действий, имеющих своей целью удовлетворение возникшей у субъекта деятельности потребности
|
|
Дидактика
|
Раздел педагогики, излагающий и исследующий теоретические основы образования, обучения и воспитания в процессе обучения
|
|
Довод (основание, аргумент)
|
Составная часть всякого доказательства – мысль, истинность которой проверенна и доказана, которая может быть приведена в обоснование истинности или ложности высказанного положения
|
|
Догадка
|
Мысль в которой на основе знания ряда фактов высказывается такое предложение, которое еще не обосновано достаточными данными; критерием истинности является практика
|
|
Единичное понятие
|
Понятие, в котором отображаются признаки одного какого-либо единственного предмета, явления; таким понятиям соответствует объем, представляющий множество из одного элемента
|
|
Задача
|
Данная в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре
|
|
Запоминание
|
Образование временных связей между группами нервных клеток головного мозга, способных вновь по истечении времени актуализироваться; наиболее экономичным и продуктивным считается логический способ запоминания, опирающийся на осмысление запоминающегося материала, на выявление содержательных связей между запоминаемыми объектами
|
|
Знание
|
1.Результат процесса познания действительности, адекватное отражение ее в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, умозаключений, теорий 2.Целостная и систематизированная совокупность научных понятий о закономерностях природы, общества и мышления
|
|
Знания
|
Усвоенные индивидом вербальные, символические или операционные сведения, произвольно воспроизводимые в своей речи или действиях
|
|
Инновация
|
Целенаправленный процесс создания, распространения, внедрения, использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. – новшества для удовлетворения человеческих потребностей
|
|
Интеллектуальный навык
|
Автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи
|
|
Качество
|
Существенная определенность, специфика предмета или явления, отличающая его от других и выраженная в устойчивом взаимодействии, целостности составляющих элементов
|
|
Качество образования
|
Социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества, отдельных социальных групп в развитии и формировании жизненных, профессиональных, гражданских компетенций личности
|
|
Квалификация
|
Мера эффективности профессионального воздействия и взаимодействия в соответствующей актуальной среде
|
|
Компетентность
|
Объем компетенций, круг полномочий в определенной сфере деятельности
|
|
Компетенция
|
Общая способность человека, основанная на знаниях, опыте деятельности в определенной области, ценностях, склонностях, которыми он овладел в процессе образования; круг полномочий какого-либо органа или должностного лица
|
|
Концепция
|
Система взаимосвязанных и вытекающих один из другого взглядов на те или иные явления, процессы; способ понимания, трактовки каких-либо явлений, событий; основополагающая идея какой-либо теории; общий замысел, главная мысль
|
|
Критерий
|
Признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки
|
|
Лицензирование
|
Процедура проведения экспертизы, принятия решений, оформления и выдачи образовательному учреждению разрешения (лицензии) на право ведения образовательной деятельности
|
|
Метод обучения
|
Способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленный на решение комплексных задач учебного процесса
|
|
Мнение
|
Мысль, предлагаемая без достаточного обоснования, еще как бы официально не принятая, не апробированная необходимой аргументацией
|
|
Мониторинг качества образования
|
Систематическая процедура сбора данных по ведущим образовательным аспектам на национальном, региональном, местном, индивидуальном учрежденческом уровнях
|
|
Мотивация
|
Система побудительных причин человеческого поведения, теоретической и практической деятельности
|
|
Мысль
|
Результат, продукт процесса мышления в форме суждения или понятия, который отражает общее в массе единичных вещей, фиксирует существенное, закономерное в многообразии явлений
|
|
Наблюдение
|
Относительно самостоятельный, целенаправленный процесс сбора информации путем непосредственного восприятия исследователем процессов или явлений
|
|
Навык
|
1.Действие, автоматизировавшееся в результате упражнения и проходящее через ряд этапов формирования: начало осмысления; сознательное, но неумелое выполнение; автоматизация навыка; высокоавтоматизированный навык; деавтоматизация навыка; вторичная автоматизация навыка 2.Такой уровень усвоения изучаемой операции, при котором она выполняется как бы автоматически, рефлекторно, без постоянного контроля сознания
|
|
Новизна
|
Критерий качества информации, отражающий общественно значимые новые знания, факты. Данные
|
|
Обобщение
|
Мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих некоторому классу предметов, и формулирование вывода, который распространяется на каждый отдельный предмет
|
|
Образ
|
Результат отражения объекта в сознании человека – ощущения, восприятия, представления, суждения, умозаключения, понятия
|
|
Образование
|
Система обучения, социализации и развития, направленная на усвоение индивидом системы элементов объективного опыта человечества, необходимой для осуществления деятельности в избранной сфере общественой практики и признаваемая обществом в качестве определенного уровня развития индивида
|
|
Образовательная Программа
|
нормативно-управленческий документ, содержащий педагогическую концепцию в соответствии с основными целями предпринимаемой деятельности с указанием средств, методов и технологий их реализации
|
|
Обучение
|
Совместная деятельность преподавателя и субъектов учения, имеющая своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений и навыков – элементов будущей профессиональной (прагматической) или учебной деятельности
|
|
Обученность
|
Результат учения; проявляется, в частности, как профессиональная деятельность
|
|
Объем внимания
|
Одно из качеств внимания, определяемое числом одновременно воспринимаемых объектов; обычно колеблется от 4 до 6
|
|
Опыт
|
Совокупность накопленных знаний и общественной практики людей, имеющей дело с объективной независимой от человеческого сознания природой и преобразовывающей природу с помощью орудий производства, создаваемых людьми
|
|
Ответ
|
Высказывание, вызванное вопросом и изложенное в устной или письменной форме; результат решения какой-либо задачи
|
|
Оценка
|
Вид суждения об определенном феномене
|
|
Ощущение
|
Психический процесс отражения мозгом отдельных свойств предметов и явлений объективной действительности
|
|
Параметр
|
Величина, определяющая оценку конкретного свойства психического явления или его проявления в действительности
|
|
Познание
|
Процесс приобретения в ходе общественно-практической деятельности человека истинных знаний об объективном мире
|
|
Понимание
|
Процесс нахождения существенных признаков и связей исследуемых предметов и явлений, вычленения их из массы несущественного, случайного на основе анализа и синтеза, применения правил логического умозаключения, установления сходства и различия, причин, вызвавших появление данных объектов и их развитие, сопоставления полученной информации с имеющимися знаниями
|
|
Понятие
|
1.Форма рационального познания, психическое явление, присущее только человеку как элементу мышления и элементарная форма существования мысли: отражение феномена, закрепленное словом 2.Целостная совокупность суждений (мыслей), в которых что-либо утверждается об отличительных признаках исследуемого объекта
|
|
Привычка
|
Действие, выполнение которого стало потребностью; навык, сформировавшийся на фоне положительной эмоции
|
|
Продуктивность памяти
|
обобщенная функция памяти, слагающаяся из ее объема, быстроты запоминания, точности воспроизведения, длительности ретенции и готовности
|
|
Профессия
|
такой род деятельности (занятий), который обусловлен общественным разделением труда и является социально оправданным источником материального обеспечения человека
|
|
Развитие
|
Количественные и существенные изменения психики живых существ, совершенствование умственных и физических возможностей индивида. Формирование у него новых способностей и психических структур, позволяющих осуществлять новые для него виды деятельности
|
|
Рейтинг
|
Линейно упорядоченная оценка деятельности (студентов, преподавателей, образовательных учреждений, структурных подразделений и др.); форма оценки личности, ее авторитета, популярности, деятельности; метод промежуточной аттестации участников педагогического процесса
|
|
Ретенция
|
Этап памяти после запечатления и перед воспроизведением
|
|
Сведения
|
Объективно существующие результаты познания
|
|
Синтез
|
Мысленное или реальное соединение различных элементов в единое целое; вид мышления, позволяющий в единстве с анализом переходить от частных понятий к более общим и от них – к системам понятий, теориям
|
|
Сложное понятие
|
понятие, определение которого содержит несколько видовых признаков
|
|
Содержание образования
|
Специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности индивида в избранной им сфере общественно-полезной деятельности
|
|
Специальность
|
Разновидность профессиональной деятельности, охватывающая сравнительно узкий круг работ в профессиональном труде
|
|
Сравнение
|
Вид мышления, в процессе которого получаются суждения об общности и различии свойств двух или нескольких феноменов
|
|
Стандарт
|
Образец, эталон, модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов
|
|
Стандарты в образовании
|
Правила, требования, принципы для всеобщего и многократного использования в сфере образования; минимальная нормативная база для разработки многочисленных образовательных программ
|
|
Субъект деятельности
|
Индивид (группа), являющийся носителем активности в сознательном познании и преобразовании действительности с целью удовлетворения своих потребностей
|
|
Суждение
|
Вид мышления, позволяющий устанавливать соотношения между познаваемыми феноменами в форме связей между понятиями
|
|
Творчество
|
Мышление в его высшей форме, выходящее за пределы возможностей решения возникшей задачи известными способами
|
|
Тестирование
|
Измерение знаний, умений и навыков, испытуемых с помощью тестов (педагогических измерительных материалов)
|
|
Технология обучения
|
Инструментарий достижения целей обучения; систематичное и последовательное практическое воплощение спроектированного процесса обучения
|
|
Тип образовательного учреждения
|
Государственный статус учреждения, который определяется по соответствию уровня, содержания и качества образовательной деятельности требованиям ГОС
|
|
Трудность
|
Переживание и иногда понимание возникшего несоответствия между требованиями деятельности и возможностями личности
|
|
Узнавание
|
Появление памяти как воспроизведение образа и понятия при повторном восприятии объекта; процесс восстановления запечатленного в памяти мысленного образа в результате повторных воздействий предмета на человека
|
|
Умение
|
1.Совокупность знаний и гибких навыков, обеспечивающих возможность выполнения определенной деятельности или действия в определенных условиях; умение перерастает в мастерство, проходя через этапы первоначального умения, недостаточно умелой деятельности, отдельных общих умений, высокоразвитого умения 2.Уровень освоения деятельности, позволяющий индивиду осуществлять ее осознанно и с необходимым уровнем качества
|
|
Упражнение
|
Вид формирования личности и коллектива, опирающийся на тренировку и дополняющий ее знанием обучающимся результатов каждого упражнения и его стремлением улучшить показатели
|
|
Учебный элемент содержания программы аттестационного испытания
|
Любое логически завершенное, автономное понятие: определение, аксиома, теорема, закономерность, методы, алгоритмы, процедуры, описывающие преобразования, операции, действия с понятиями, определениями; эмпирические факты, модели и др. связи, соотношения, взаимодействия между описанными ранее элементами множества, составляющего содержание программы аттестационного испытания
|
|
Факт
|
Действительное, реально существующее, невымышленное событие, явление; то, что произошло на самом деле, основание теоретического обобщения, вывода
|
|
Цель
|
То, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленных действий
|
|
Экспертная оценка
|
Суждение, выраженное в количественной и (или) качественной форме
|
|
Эффективность
|
Степень соизмерения результатов с затратами; различают социальную и экономическую эффективность
|
|