https://windows37.ru

gototopgototop
Глоссарий PDF Печать E-mail
Автор: Администратор   

 

Автоматизация

изменение структуры действия в процессе формирования различных навыков путем упражнения

 

Аккредитация

Процесс, посредством которого предоставляется формальное признание учебного заведения и его соответствия определенным квалификационным и образовательным стандартам

 

Актуализация

действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании, непосредственном восприятии

 

Алгоритм

1.Однозначное пошаговое описание (предписание, инструкция, правило, рецепт) чисто механически (в отвлечении от содержательного контроля) выполняемого шага за шагом единообразного и опирающегося на конечное множество правил решения любой конкретной задачи из какого-либо класса задач данного определенного типа 2.Разрешающая процедура, разрешающий метод 3.Единый прием, позволяющий механически решить (по одной и той же программе) любую из всего класса задач, отличающихся друг от друга значениями каких-либо параметров

 

Анализ

Мысленное или реальное расчленение предмета, явления, процесса на части

Аттестация образовательного учреждения

Процедура сбора и предоставления информации в целях оценки деятельности лицензированного образовательного учреждения

 

Аттестация педагогических кадров

Оценка педагогических кадров образовательных учреждений по заранее разработанным критериям в соответствии с их должностными обязанностями

 

Величина

То, что можно измерить, исчислить; величины различают скалярные и векторные; векторные величины характеризуются не только числовым значением, но и направлением (скорость, сила и т.п.)

 

Вид образовательного учреждения

Характеристика качественных различий в деятельности учреждений, относящихся к одному типу: устанавливается учредителем образовательного учреждения и подтверждается результатами государственной аккредитации

 

Внимание

Избирательная, сосредоточенная направленность сознания на определенный объект, избранный из множества объектов, воздействующих на субъект в данный момент. Различают непроизвольное внимание (пассивное, не связанное с заранее поставленными субъектом целями, планами и задачами) и произвольное, определяемое задачей, стоящей перед субъектом в ходе той или иной деятельности

 

Вопрос

Неизвестная задача, которую необходимо разрешить; предложение, выражающее недостаток информации о каком-либо объекте, наделенное особой формой и интонацией и требующее ответа, объяснения

 

Воспроизведение

Этап процесса памяти как появление в сознании образа и представления о ранее воспринятом

 

Государственный образовательный стандарт

Образовательный ценз, образовательный уровень, который должен быть достигнут личностью для получения соответствующих документов об образовании

 

Готовность памяти

Легкость воспроизведения сведений, необходимых в каждом случае (определяет находчивость, сообразительность)

 

Гуманизм

Мировоззрение, основными принципами являются любовь к людям, уважение человеческого достоинства, забота о благе людей

 

Деятельность

Совокупность сознательно спланированных действий, имеющих своей целью удовлетворение возникшей у субъекта деятельности потребности

 

Дидактика

Раздел педагогики, излагающий и исследующий теоретические основы образования, обучения и воспитания в процессе обучения

 

Довод (основание, аргумент)

Составная часть всякого доказательства – мысль, истинность которой проверенна и доказана, которая может быть приведена в обоснование истинности или ложности высказанного положения

 

Догадка

Мысль в которой на основе знания ряда фактов высказывается такое предложение, которое еще не обосновано достаточными данными; критерием истинности является практика

 

Единичное понятие

Понятие, в котором отображаются признаки одного какого-либо единственного предмета, явления; таким понятиям соответствует объем, представляющий множество из одного элемента

 

Задача

Данная в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре

 

Запоминание

Образование временных связей между группами нервных клеток головного мозга, способных вновь по истечении времени актуализироваться; наиболее экономичным и продуктивным считается логический способ запоминания, опирающийся на осмысление запоминающегося материала, на выявление содержательных связей между запоминаемыми объектами

 

Знание

1.Результат процесса познания действительности, адекватное отражение ее в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, умозаключений, теорий 2.Целостная и систематизированная совокупность научных понятий о закономерностях природы, общества и мышления

 

Знания

Усвоенные индивидом вербальные, символические или операционные сведения, произвольно воспроизводимые в своей речи или действиях

 

Инновация

Целенаправленный процесс создания, распространения, внедрения, использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. – новшества для удовлетворения человеческих потребностей

 

Интеллектуальный навык

Автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи

 

Качество

Существенная определенность, специфика предмета или явления, отличающая его от других и выраженная в устойчивом взаимодействии, целостности составляющих элементов

 

Качество образования

Социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества, отдельных социальных групп в развитии и формировании жизненных, профессиональных, гражданских компетенций личности

 

Квалификация

Мера эффективности профессионального воздействия и взаимодействия в соответствующей актуальной среде

 

Компетентность

Объем компетенций, круг полномочий в определенной сфере деятельности

 

Компетенция

Общая способность человека, основанная на знаниях, опыте деятельности в определенной области, ценностях, склонностях, которыми он овладел в процессе образования; круг полномочий какого-либо органа или должностного лица

 

Концепция

Система взаимосвязанных и вытекающих один из другого взглядов на те или иные явления, процессы; способ понимания, трактовки каких-либо явлений, событий; основополагающая идея какой-либо теории; общий замысел, главная мысль

 

Критерий

Признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки

 

Лицензирование

Процедура проведения экспертизы, принятия решений, оформления и выдачи образовательному учреждению разрешения (лицензии) на право ведения образовательной деятельности

 

Метод обучения

Способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленный на решение комплексных задач учебного процесса

 

Мнение

Мысль, предлагаемая без достаточного обоснования, еще как бы официально не принятая, не апробированная необходимой аргументацией

 

Мониторинг качества образования

Систематическая процедура сбора данных по ведущим образовательным аспектам на национальном, региональном, местном, индивидуальном учрежденческом уровнях

 

Мотивация

Система побудительных причин человеческого поведения, теоретической и практической деятельности

 

Мысль

Результат, продукт процесса мышления в форме суждения или понятия, который отражает общее в массе единичных вещей, фиксирует существенное, закономерное в многообразии явлений

 

Наблюдение

Относительно самостоятельный, целенаправленный процесс сбора информации путем непосредственного восприятия исследователем процессов или явлений

 

Навык

1.Действие, автоматизировавшееся в результате упражнения и проходящее через ряд этапов формирования: начало осмысления; сознательное, но неумелое выполнение; автоматизация навыка; высокоавтоматизированный навык; деавтоматизация навыка; вторичная автоматизация навыка 2.Такой уровень усвоения изучаемой операции, при котором она выполняется как бы автоматически, рефлекторно, без постоянного контроля сознания

 

Новизна

Критерий качества информации, отражающий общественно значимые новые знания, факты. Данные

 

Обобщение

Мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих некоторому классу предметов, и формулирование вывода, который распространяется на каждый отдельный предмет

 

Образ

Результат отражения объекта в сознании человека – ощущения, восприятия, представления, суждения, умозаключения, понятия

 

Образование

Система обучения, социализации и развития, направленная на усвоение индивидом системы элементов объективного опыта человечества, необходимой для осуществления деятельности в избранной сфере общественой практики и признаваемая обществом в качестве определенного уровня развития индивида

 

Образовательная Программа

нормативно-управленческий документ, содержащий педагогическую концепцию в соответствии с основными целями предпринимаемой деятельности с указанием средств, методов и технологий их реализации

 

Обучение

Совместная деятельность преподавателя и субъектов учения, имеющая своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений и навыков – элементов будущей профессиональной (прагматической) или учебной деятельности

 

Обученность

Результат учения; проявляется, в частности, как профессиональная деятельность

 

Объем внимания

Одно из качеств внимания, определяемое числом одновременно воспринимаемых объектов; обычно колеблется от 4 до 6

 

Опыт

Совокупность накопленных знаний и общественной практики людей, имеющей дело с объективной независимой от человеческого сознания природой и преобразовывающей природу с помощью орудий производства, создаваемых людьми

 

Ответ

Высказывание, вызванное вопросом и изложенное в устной или письменной форме; результат решения какой-либо задачи

 

Оценка

Вид суждения об определенном феномене

 

Ощущение

Психический процесс отражения мозгом отдельных свойств предметов и явлений объективной действительности

 

Параметр

Величина, определяющая оценку конкретного свойства психического явления или его проявления в действительности

 

Познание

Процесс приобретения в ходе общественно-практической деятельности человека истинных знаний об объективном мире

 

Понимание

Процесс нахождения существенных признаков и связей исследуемых предметов и явлений, вычленения их из массы несущественного, случайного на основе анализа и синтеза, применения правил логического умозаключения, установления сходства и различия, причин, вызвавших появление данных объектов и их развитие, сопоставления полученной информации с имеющимися знаниями

 

Понятие

1.Форма рационального познания, психическое явление, присущее только человеку как элементу мышления и элементарная форма существования мысли: отражение феномена, закрепленное словом 2.Целостная совокупность суждений (мыслей), в которых что-либо утверждается об отличительных признаках исследуемого объекта

 

Привычка

Действие, выполнение которого стало потребностью; навык, сформировавшийся на фоне положительной эмоции

 

Продуктивность памяти

обобщенная функция памяти, слагающаяся из ее объема, быстроты запоминания, точности воспроизведения, длительности ретенции и готовности

 

Профессия

такой род деятельности (занятий), который обусловлен общественным разделением труда и является социально оправданным источником материального обеспечения человека

 

Развитие

Количественные и существенные изменения психики живых существ, совершенствование умственных и физических возможностей индивида. Формирование у него новых способностей и психических структур, позволяющих осуществлять новые для него виды деятельности

 

Рейтинг

Линейно упорядоченная оценка деятельности (студентов, преподавателей, образовательных учреждений, структурных подразделений и др.); форма оценки личности, ее авторитета, популярности, деятельности; метод промежуточной аттестации участников педагогического процесса

 

Ретенция

Этап памяти после запечатления и перед воспроизведением

 

Сведения

Объективно существующие результаты познания

 

Синтез

Мысленное или реальное соединение различных элементов в единое целое; вид мышления, позволяющий в единстве с анализом переходить от частных понятий к более общим и от них – к системам понятий, теориям

 

Сложное понятие

понятие, определение которого содержит несколько видовых признаков

 

Содержание образования

Специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности индивида в избранной им сфере общественно-полезной деятельности

 

Специальность

Разновидность профессиональной деятельности, охватывающая сравнительно узкий круг работ в профессиональном труде

 

Сравнение

Вид мышления, в процессе которого получаются суждения об общности и различии свойств двух или нескольких феноменов

 

Стандарт

Образец, эталон, модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов

 

Стандарты в образовании

Правила, требования, принципы для всеобщего и многократного использования в сфере образования; минимальная нормативная база для разработки многочисленных образовательных программ

 

Субъект деятельности

Индивид (группа), являющийся носителем активности в сознательном познании и преобразовании действительности с целью удовлетворения своих потребностей

 

Суждение

Вид мышления, позволяющий устанавливать соотношения между познаваемыми феноменами в форме связей между понятиями

 

Творчество

Мышление в его высшей форме, выходящее за пределы возможностей решения возникшей задачи известными способами

 

Тестирование

Измерение знаний, умений и навыков, испытуемых с помощью тестов (педагогических измерительных материалов)

 

Технология обучения

Инструментарий достижения целей обучения; систематичное и последовательное практическое воплощение спроектированного процесса обучения

 

Тип образовательного учреждения

Государственный статус учреждения, который определяется по соответствию уровня, содержания и качества образовательной деятельности требованиям ГОС

 

Трудность

Переживание и иногда понимание возникшего несоответствия между требованиями деятельности и возможностями личности

 

Узнавание

Появление памяти как воспроизведение образа и понятия при повторном восприятии объекта; процесс восстановления запечатленного в памяти мысленного образа в результате повторных воздействий предмета на человека

 

Умение

1.Совокупность знаний и гибких навыков, обеспечивающих возможность выполнения определенной деятельности или действия в определенных условиях; умение перерастает в мастерство, проходя через этапы первоначального умения, недостаточно умелой деятельности, отдельных общих умений, высокоразвитого умения 2.Уровень освоения деятельности, позволяющий индивиду осуществлять ее осознанно и с необходимым уровнем качества

 

Упражнение

Вид формирования личности и коллектива, опирающийся на тренировку и дополняющий ее знанием обучающимся результатов каждого упражнения и его стремлением улучшить показатели

 

Учебный элемент содержания программы аттестационного испытания

Любое логически завершенное, автономное понятие: определение, аксиома, теорема, закономерность, методы, алгоритмы, процедуры, описывающие преобразования, операции, действия с понятиями, определениями; эмпирические факты, модели и др. связи, соотношения, взаимодействия между описанными ранее элементами множества, составляющего содержание программы аттестационного испытания

 

Факт

Действительное, реально существующее, невымышленное событие, явление; то, что произошло на самом деле, основание теоретического обобщения, вывода

 

Цель

То, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленных действий

 

Экспертная оценка

Суждение, выраженное в количественной и (или) качественной форме

 

Эффективность

Степень соизмерения результатов с затратами; различают социальную и экономическую эффективность

 

Обновлено 29.01.2014 08:50