https://windows37.ru

gototopgototop
Организационные формы профориентационной работы как основа профессионального самоопределения PDF Печать E-mail
Автор: Шидловская Т.Г.   

В современных социально-экономических условиях особую актуальность приобретают вопросы выбора профессии, трудоустройства и занятости молодежи. Решение проблем связано с разработкой новой концепции профессиональной ориентации, созданием необходимых организационно-педагогических условий.

В самом общем виде, профессиональная ориентация рассматривается как система подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии; она учитывает индивидуальные особенности к потребности личности, с одной стороны, и рынок труда - с другой. Профориентация осуществляется через профессиональную информацию, профессиональную диагностику, профессиональную консультацию, профессиональный отбор, профессиональную адаптацию.

 

 

Профессиональная ориентация позволяет человеку выбрать профессию, наиболее полно соответствующую его возможностям, или вид деятельности, максимально соответствующий его способностям. При этом в процессе профессиональной ориентации должны в полной мере учитываться перспективные потребности общества в определенных профессиях и специальностях.

Профессиональная ориентация должна осуществляться еще в школе. При этом должны учитываться как пожелания самих учащихся, так и их реальные возможности, оцененные профессиональным психологом. Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни человека. Правильно выбрать профессию означает найти свое место в жизни.

В настоящее время в профессиональной ориентации молодежи в России накопилось немало проблем. Это недостаток профессиональной ориентации в школе; незнание учениками своих возможностей, склонностей, способностей; устаревшие представления о профессиях.

Профессиональная ориентация в настоящее время осуществляется в основном спонтанно. Молодые люди могут получить необходимые знания о профессиях и спросе на них на ярмарках профессий, на днях открытых дверей, которые проводятся различными учебными заведениями. Определенную информацию можно получить из специальных справочников о профессиях, журналов (например «Куда пойти учиться?»).

Однако в профессиональной ориентации в целом ещё недостаточно используются возможности современной науки, и в частности, психологии. В обществе в целом оказываются не престижными рабочие профессии.

Несомненно, что подростку, вступающему в жизнь, очень сложно разобраться в море информации. Выбор профессии является для молодого человека чрезвычайно сложной и ответственной задачей, поскольку он ещё недостаточно подготовлен для принятия такого решения вследствие своего небольшого опыта, повышенной чувствительности и обостренного восприятия окружающего, склонности к подражанию, преувеличенной оценки внешних сторон профессии, недостаточного умения согласовать свои мечты и способности.

В настоящее время от успешности профориентационной работы зависит успешность функционирования учебного заведения, поэтому коллективу необходимо искать новые пути, формы и методы этой работы.

«Современная демографическая ситуация в Российской Федерации в значительной степени обусловлена социально-экономическими процессами, происходившими в XX веке.

 

С 1992 года в России ежегодно умирали более 2млн. человек, а рождались в этот период 1,2-1,5 млн. человек, в то время как во второй половине прошлого века ежегодно рождались 2-2,5 млн. детей, а умирали 1-1,5 млн. человек. Показатель младенческой смертности, рассчитанный по действующей в РФ системе, несмотря на его снижение с 18 на 1000 родившихся живыми в 1992 году до 10,2, в 2006 году, примерно в 2 раза выше, чем в развитых европейских странах. Не созданы условия, побуждающие людей бережно относится к собственному здоровью и здоровью своих детей.

Начиная с 2000 года, в РФ отмечается рост рождаемости.

Одна из основных задач демографической политики Российской Федерации повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей, а так же привлечения мигрантов». [1, с 45]

В связи с демографическим спадом происходят значительные изменения сети школ. Так в городе Анжеро-Судженске закрыты школы № 2, 4, 6, 9 из-за низкой численности учеников (одна из причин). Обучающиеся там дети распределены по 14 школам города.

Современные социологи отмечают, что в большинстве регионов России количество выпускников школ в возрасте 16-18 лет резко сокращается, т.е. мы вошли в период так называемой «демографической ямы».

Таким образом, демографические изменения сказываются на снижении количества абитуриентов, особенно сильно это ощущается в системе СПО и НПО. Для сохранения конкурентоспособности учебному заведению необходимо пересмотреть подходы к профориентационной работе, решить ряд задач в этом направлении.

Профессиональное самоопределение - базовый момент при формировании конкурентоспособной личности и основная задача, стоящая перед учреждениями профессионального образования.

 

С целью выявления отношения студентов к выбранной профессии (самоопределения) проведено самообследование в ФГОУ СПО «Анжеро-Судженский горный техникум» путем анкетирования. Цель анкетирования - выявление резервных возможностей по активизации профориентационной работы техникума, а также отношение студентов к избранной специальности. Анкетирование проводилось по 6 блокам, а именно:

1) факторы, влияющие на выбор профессии;

2) проявление интереса к изучаемым дисциплинам в техникуме;

3) существующие преграды в выборе учебного заведения;

4) сожаление в выборе профессии и учебного заведения;

5) способы получения информации об АСГТ;

6) предложения по активизации информационной работы.

 

Опрошено 232 студента, что составило 70% от количества обучающихся на 1 ноября 2009 года. На вопрос «Кто (что) повлиял на выбор профессии?» 86 человек проявляют желание стать руководителем, а 76 человек поступили учиться по совету родителей и только 27 - на основании полученной информации от представителей техникума, 41 человек - те, кого привлекает заработная плата.

На вопрос «Пожалел ли ты о поступлении в АСГТ?» положительно ответили только 18 человек, 214 человек испытывают мотивационное удовлетворение за счет создания необходимых условий (организационных, учебных, коммуникационных) в техникуме.

Горный техникум готовит специалистов технической направленности, поэтому студенты проявляют интерес к техническим дисциплинам (160 человек), что свидетельствует об интересе к выбранной профессии.

Влияние учителей школ на самоопределение будущих студентов практически не прослеживается, о чем свидетельствуют 30% опрошенных. Кроме этого из 295 человек 89 - считали, что современная молодежь не мотивированна к выбору какой-либо профессии, проявляет полное к этому безразличие. Как показал анализ результатов исследований, первокурсники основным источником информации о техникуме и специальностях считают родителей 42% и друзей 35% соответственно. Кроме этого анкетирование преследовало цель выявить наиболее эффективные источники информации об учебном заведении и специальностях.

 

Существуют факторы, «внешние по отношению к учебному заведению, и внутренние, обусловленные характером организации самого образовательного процесса». К внешним факторам отнесены социально-экономическая значимость данных профессий в обществе, профессиональное будущее, гарантии занятости, стабильности, условия работы, престижности. Прямого влияния со стороны горного техникума на эти факторы практически нет, так как здесь в большей степени влияют социально-экономическая ситуация в стране, особенности развития региона. Но через систему профессиональной ориентации, с учетом результата анализа мотивационной направленности, для получения молодежью образования, техникум все же может оказывать опосредованно влияние на эти факторы.

Таким образом, профориентационная работа должна проводиться комплексно, объединяя усилия преподавателей и студентов техникума, учеников и их учителей.

 

Профориентационная работа - это:

- форма заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения;

- поддержка и развитие природных дарований;

- комплекс мер содействия человеку в профессиональном самоопределении;

- выбор оптимального вида занятости с учетом потребностей и возможностей человека и социально-экономической ситуации на рынке труда.

 

Основная цель профориентации состоит в том, чтобы не оставить молодого человека предоставленным самому себе при выборе профессии, помочь ему в процессе успешного профессионального самоопределения.

Профессиональная ориентация представляет собой непрерывный процесс, который начинается на ранних этапах школьного обучения и продолжается в течение всего периода профессионального становления, распространяясь далее на всю трудовую жизнь.

Несмотря на то, что профессии, получаемые в техникуме, являются востребованными на рынке труда, педагогический коллектив техникума столкнулся с трудностями набора. В последние годы комплектование контингента 1-го курса завершается в последних числах августа.

Следовательно, работа в этом направлении должна осуществляться планомерно и рёализовываться по различным направлениям. План профориентационной работы техникума коренным образом пересмотрен и дополнен с учётом полученных анкетных данных.

Как показывает практика и данные самообследования по выбору профессии, что у многих учащихся к окончанию школы не сформированы профессиональные намерения («что я хочу») и не раскрыты индивидуальные возможно¬сти («что я могу»). Поэтому одним из самых главных содержательных компонентов профориентационной работы является профессиональное просвещение, основная цель которого - познакомить учащихся с будущей профессией и помочь в осознанном её выборе. Профессиональная информация должна дать учащимся как можно больше социальных, экономических, технологических сведений о профессии.

В целях качественного проведения профессионального просвещения особое внимание следует уделять разработке и обновлению информационного материала о техникуме. Рекламный материал должен содержать не только необходимую для абитуриента информацию, но и был привлекателен по своему оформлению.

Так презентация техникума представлена мультимедийным проектом, отражающим специфику профессиональной подготовки по всем специальностям.

Разработаны современные буклеты для поступающих - различные по содержанию и оформлению; анкеты для школьников и их родителей.

Профессиограммы, в которых представлена информация об основной и дополнительных профессиях, необходимых знаниях и умениях. Подготовлены красочные альбомы по специальностям сопровождаемые иллюстрациями.

Ведется работа со средствами массовой информации в целях рекламы техникума и формирования его имиджа. Студенты принимают активное участие в общегородских мероприятиях, что также освещается в СМИ.

Экскурсия по учебным аудиториям позволяет сформировать у будущего абитуриента его мотивационную сферу, разбудить интерес к профессии.

Экскурсия по техникуму, как показал опыт, продолжается больше отведенного для нее времени, но это и неудивительно, поскольку непосвященному всегда интересно взглянуть на то, что может в дальнейшем определить их жизненный путь.

С целью эффективного проведения профориентационной работы в техникуме создан координационный Совет, состоящий из членов приемной комиссии, профориентаторов во главе с директором техникума. Как показывают исследования по самообследованию в выборе профессии, большую роль в самоопределении играют родители и друзья. Следовательно, более активно профориентаторы должны сотрудничать с родителями, выступая на школьных родительских собраниях; привлекать к профориентационной работе студентов (например, под девизом «Учимся сами - приглашаем друзей») и выпускников работающих в горнодобывающей и машиностроительной промышленностях.

Таким образом, заблаговременная, спланированная, системно проводимая, грамотно построенная профориентационная работа поможет нынешним школьникам найти свое место в жизни.

 

Список литературы

1. Концепция демографической, политики Российской Федерации на период до 2025 года.