https://windows37.ru

gototopgototop
Диагностика и коррекция синдрома профессионального выгорания в педагогическом коллективе PDF Печать E-mail
Автор: Синицина Н.Н.   

В последние годы в России все чаще говорят о синдроме профессионального выгорания или «сгорания» работников. «Сгореть» на работе очень актуально для человека современного общества, особенно для того, кто по роду своей деятельности осуществляет многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми. В первую очередь к таким профессиям относится профессия педагога.

 

 

В течение последних лет проблема сохранения психического здоровья педагогов образовательных учреждений стала особенно острой. Частые конфликты как внутри педагогического коллектива, так и за его пределами становятся все чаще и чаще, и связаны они прежде всего именно с эмоциональной неустойчивостью педагогов, которая является следствием профессионального выгорания.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без «разрядки» или «освобождения» от них. Профессиональное выгорание ведет к истощению эмоционально – энергетических и личностных ресурсов человека, это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса.

Психологические исследования, проведенные среди педагогического коллектива Анжеро-Судженского горного техникума, позволили выяснить причины, симптомы, а также степень профессионального выгорания работников техникума. Как установлено многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых, работа педагогов связана с большими нервно – психическими нагрузками, а, следовательно, с частыми конфликтами.

Действительно, условия работы педагога далеко не всегда комфортные. Здесь имеется ввиду не только физиологические факторы, связанные с условиями труда: повышенная нагрузка на зрительный и слуховой аппарат, постоянная сильно развитая мыслительная деятельность, частая концентрация внимания и т.д. Речь идет прежде всего о психологических организационных трудностях: необходимость быть все время «в форме», невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т.д. При такой работе день за днем уровень напряженности может накапливаться, а возможными проявлениями напряженности являются: повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, повышенная утомляемость и т.д. Все эти симптомы, как бы сильно они не были выражены, время от времени проявляются именно в конфликтных действиях педагога, и чем сильнее «выгорел» педагог, тем чаще у него будет наблюдаться конфликтное поведение по отношению к окружающим.

При достижении определенного уровня эмоциональной напряженности организм человека пытается защитить себя. Это проявляется в неосознанном или осознаваемом желании уменьшить или формализовать время общения с учащимися или коллегами, что также может привести к возникновению конфликтной ситуации.

При исследовании педагогического коллектива в техникуме были выделены три группы симптомов профессионального выгорания: психофизические, социально-психологические и поведенческие симптомы.

 

Проведенные исследования показали, что из группы психофизических симптомов наиболее часто встречаются следующие:

- ощущение эмоционального и физического истощения наблюдается у 20% педагогических работников;

- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови или гормональных показателей) – 21% опрошенных;

- полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром или наоборот, не способность заснуть вечером) встречается у 13% респондентов;

- постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня свойственно для 15% опрошенных;

 

Из группы социально-психологических симптомов респондентам присущи следующие признаки профессионального выгорания:

- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события (26%);

– постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство обиды, подозрительности) (40%);

– чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо») (12,5%);

– общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится») (12,5%).

 

Под воздействием вышеперечисленных симптомов педагог начинает менять форму своего поведения, общения, отношения к работе и окружающей действительности в целом. Отсюда и возникают поведенческие симптомы «сгоревшего» педагога, которые не находят приветствия у руководства, коллег да и других участников воспитательно-образовательного пространства.

Анонимное исследование позволило выяснить и поведенческие симптомы синдрома профессионального выгорания педагогического коллектива техникума.

 

Отмечены были следующие симптомы:

- педагог заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит, либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит) (28%);

- невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующих служебным требованиям, трата большей части рабочего времени на не осознаваемое выполнение элементарных действий (23%);

- чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам (14%);

- злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет (14%).

 

4,5 % респондентов не выбрали ни одного поведенческого симптома, присущего им на момент опроса.

Все эти поведенческие симптомы могут быть причинами возникновения конфликтов, тем более, если этому способствуют: невозможность выбора учащихся, сложности во взаимоотношениях с подростками, чрезмерные требования к работникам, отсутствие объективных критериев для оценки результатов труда, противоречия в стратегическом и тактическом руководстве, неэффективная система оплаты труда, а также мотивирования и стимулирования персонала.

 

При работе с педагогическим коллективом были определены стадии профессионального выгорания:

1 стадия – начальная стадия, когда синдром профессионального выгорания педагогических работников еще не беспокоит.

2 стадия – промежуточная между 1 и 3 стадией, когда синдром профессионального выгорания уже беспокоит педагога, но еще не перешел на более высокий уровень.

3 – является конечной, так как на этой стадии человек полностью профессионально выгорел и необходимо предпринимать меры про восстановлению физических сил, профессиональной заинтересованности и целеустремленности.

 

Существуют особенности, которые помогают специалисту избежать синдрома профессионального выгорания. Эти особенности следующие:

- хорошее здоровье, забота о своем физическом состоянии;

- высокая самооценка и уверенность в себе;

- способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

- высокая мобильность;

- открытость, общительность;

- самостоятельность;

- опыт успешного преодоления профессионального стресса;

- стремление опираться на собственные силы;

- способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

 

Результаты исследования показали, что по мере увеличения стажа работы и возраста педагогов, увеличения их профессиональной нагрузки, неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. Данные признаки являются для психологической службы тревожным сигналом, требующим неотложной помощи в работе по преодолению симптомов профессионального выгорания, поскольку под его воздействием подрывается психическое, физическое и социальное здоровье педагога, что в свою очередь, отрицательно влияет на всех участников образовательного процесса.

С этой целью в ФГОУ СПО Анжеро-Судженском горном техникуме педагогом психологом проводятся тренинги и семинары – практикумы с целью предупреждения и профилактики синдрома профессионального выгорания. Поскольку одной из задач психологической службы образовательного учреждения является создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, формирование навыков регуляции психоэмоционального состояния, повышение самооценки педагогических работников, которые и способствуют профилактике профессионального выгорания и, следовательно, предотвращению конфликтного поведения в педагогической деятельности.

Из опыта работы можно сделать вывод, что обладают этими особенностями далеко не все педагоги и, следовательно, не всем удается бороться с признаками синдрома профессионального выгорания. С этой целью педагогом-психологом проводятся тренинговые занятия, на которых педагоги выделяют у себя те или иные симптомы и стремятся их побороть в себе.

 

Опираясь на указанные педагогами признаки профессионального выгорания, совместно с участниками тренингов были разработаны основные правила (рекомендации), при соблюдении которых встречи с синдромом профессионального выгорания можно избежать.

1. Необходимо выделять достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

2. Нужно подбирать дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это поможет поверить в свои силы.

3. Необходимо проявлять свои эмоции и давать друзьям (или родственникам) обсуждать их вместе с вами.

4. Не нужно бездейственно ожидать, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.

5. Нужно быть социально открытым, проявлять свои чувства, мысли и желания, говорить о них семье, друзьям, коллегам.

6. Следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций внешние раздражители.

7. Необходимо иметь друзей, которые работают не в педагогической сфере (тем самым общаться на посторонние темы, не связанные с работой).

 

Синдром профессионального выгорания легче предупредить. Для этого необходимо взглянуть на себя с другой стороны, оценить ситуативную и личностную тревожность, повысить самооценку и уверенность в себе, формировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний, улучшить климат в коллективе.