Внеаудиторная самостоятельная работа с позиции участников воп: мифы и реальность |
Автор: Мартынова М.И. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образовательная система России переживает сегодня глобальные изменения. Кардинально меняются все элементы образовательного процесса. Стандарты нового поколения предписывают активную позицию студента, а также изменение роли преподавателя в образовательном процессе. С их введением существенно возрастает значение самостоятельной работы. Речь идет не о формальном увеличении числа часов на самостоятельную работу, а об организации процесса обучения на деятельностной основе, обеспечивающей субъектную позицию обучающегося, формирование у него опыта практической деятельности, а на его основе - овладение профессиональными и общими компетенциями. Основным в организации самостоятельной работы обучающихся является создание условий для высокой активности, самостоятельности и ответственности обучающихся в аудитории и вне ее в ходе всех видов самостоятельной деятельности.
Внеаудиторная самостоятельная работа является одним из наиболее слабых мест в практике учреждений среднего профессионального образования. Наблюдения показали, что в настоящий момент как студенты, так и преподаватели в полной мере не готовы к реализации такого обязательного звена процесса обучения, как внеаудиторная самостоятельная работа. Одна из причин такого положения – наличие определенных педагогических мифов у субъектов образовательного процесса.
Таким образом, воплощению социального заказа на изменение ролей субъектов внеаудиторной самостоятельной работы в образовательном учреждении в определенной степени препятствуют педагогические мифы, как самих преподавателей, так и студентов. Для воплощения стандартов нового поколения в реальность требуется в первую очередь изменение менталитета преподавателей, студентов, иерархии их ценностей. Более того, чтобы самостоятельная работа стала целенаправленной, систематической, управляемой и продуктивной необходимо решить проблемы нормативно - методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся; создать учебно-методические комплексы для самостоятельной внеаудиторной деятельности обучающихся, предусматривающих дифференциацию и вариативность, контроль и оценку результатов. Должен произойти принципиальный пересмотр подходов к организации внеаудиторной самостоятельной работы, так как одним из требований к условиям реализации ОПОП является обеспечение образовательным учреждением эффективной самостоятельной работы обучающихся.
Литература
1. Карпова О.Л. Педагогическое содействие самообразовательной деятельности студентов // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 7. – С.13. 2. Мазниченко М. А. Активная позиция студента: воплощение социального заказа в реальность // Образовательные технологии. - 2010. - № 3. - С. 14-21. 3. Маркова О. Ю. Мифы, идеалы и реальность образовательного процесса . - СПб: Издательство СПГЭТУ «ЛЭТИ», 2000. -169 с. |