https://windows37.ru

gototopgototop
Внеаудиторная самостоятельная работа с позиции участников воп: мифы и реальность PDF Печать E-mail
Автор: Мартынова М.И.   

Образовательная система России переживает сегодня глобальные изменения. Кардинально меняются все элементы образовательного процесса. Стандарты нового поколения предписывают активную позицию студента, а также изменение роли преподавателя в образовательном процессе. С их введением существенно возрастает значение самостоятельной работы. Речь идет не о формальном увеличении числа часов на самостоятельную работу, а об организации процесса обучения на деятельностной основе, обеспечивающей субъектную позицию обучающегося, формирование у него опыта практической деятельности, а на его основе - овладение профессиональными и общими компетенциями. Основным в организации самостоятельной работы обучающихся является создание условий для высокой активности, самостоятельности и ответственности обучающихся в аудитории и вне ее в ходе всех видов самостоятельной деятельности.

 

 

Внеаудиторная самостоятельная работа является одним из наиболее слабых мест в практике учреждений среднего профессионального образования. Наблюдения показали, что в настоящий момент как студенты, так и преподаватели в полной мере не готовы к реализации такого обязательного звена процесса обучения, как внеаудиторная самостоятельная работа.

Одна из причин такого положения – наличие определенных педагогических мифов у субъектов образовательного процесса.

 

Таблица
Внеаудиторная самостоятельная работа с позиции преподавателей и студентов

 

Мифы преподавателей Реальность

 

Вера в учебную и профессиональную мотивацию студента Студенты имеют низкую учебную и профессиональную мотивацию (поступили, чтобы получить «корочку», настояли родители и т.п.).

 

Преподаватель – главная фигура образовательного процесса Для студентов достижения преподавателя значат гораздо меньше, чем для самого преподавателя. Для них гораздо важнее практическая польза занятий. Студент хочет быть субъектом деятельности.

 

Самостоятельная работа современных студентов может быть организована по – старому Студенты хорошо владеют информационными технологиями, предпочитают индивидуальный подход в обучении, но не любят читать книги, не соглашаются выполнять действия, смысл которых непонятен, имеют низкий уровень самоорганизации.

 

Понимание студентами цели и смысла самостоятельной работы Студенты не в полной мере понимают и принимают цель самостоятельной работы как личностно значимую.

 

Готовность студента к разным видам самостоятельной работы Первокурсники не справляются с наиболее сложными видами самостоятельной работы (познавательно – поисковой, творческой). Чаще всего проявляется готовность к репродуктивным видам.

 

Рефлексия самостоятельной деятельности Низкий уровень самоконтроля, самоанализа

 

Заинтересованность в результатах самостоятельной работы Студенты отчуждены от продуктов своей самостоятельной учебной деятельности (рефераты, конспекты пишет не для себя, а для преподавателя и ради оценки)

 

Чем больше объем заданий, тем студент образованнее Студенты ценят не сами знания и их объем, а их практическую пользу.

 

Мифы студентов Реальность

 

Чудо (надежда, что все решится само собой, даже если не выполнил ряд заданий) Накопленные долги, неуспеваемость и угроза отчисления.

 

Деньги (оплатил услуги в Интернете – «Рефераты на «5+» – получил хорошую оценку) Студент отчужден от процесса интеллектуального труда, потому что любые работы за него могут сделать другие.

 

Результаты самостоятельной работы зависят от внешних факторов Многое зависти от студента, его активности и самостоятельности

 

Владение информационными технологиями – залог успешности выполнения задания Использование Интернет - источников без индивидуального творческого подхода

 

«Это не для меня» (большой объем, трудная, неинтересная тема и т.п.) Дифференциация по уровню самостоятельности, индивидуализация

 

Устное задание для самостоятельной работы – отсутствие задания Возможность преподавателя использовать разные виды контроля

 

 

Таким образом, воплощению социального заказа на изменение ролей субъектов внеаудиторной самостоятельной работы в образовательном учреждении в определенной степени препятствуют педагогические мифы, как самих преподавателей, так и студентов. Для воплощения стандартов нового поколения в реальность требуется в первую очередь изменение менталитета преподавателей, студентов, иерархии их ценностей. Более того, чтобы самостоятельная работа стала целенаправленной, систематической, управляемой и продуктивной необходимо решить проблемы нормативно - методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся; создать учебно-методические комплексы для самостоятельной внеаудиторной деятельности обучающихся, предусматривающих дифференциацию и вариативность, контроль и оценку результатов. Должен произойти принципиальный пересмотр подходов к организации внеаудиторной самостоятельной работы, так как одним из требований к условиям реализации ОПОП является обеспечение образовательным учреждением эффективной самостоятельной работы обучающихся.

 

Литература

 

1. Карпова О.Л. Педагогическое содействие самообразовательной деятельности студентов // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 7. – С.13.

2. Мазниченко М. А. Активная позиция студента: воплощение социального заказа в реальность // Образовательные технологии. - 2010. - № 3. - С. 14-21.

3. Маркова О. Ю. Мифы, идеалы и реальность образовательного процесса . - СПб: Издательство СПГЭТУ «ЛЭТИ», 2000. -169 с.