https://windows37.ru

gototopgototop
Организация самостоятельной работы при изучении спецдисциплин PDF Печать E-mail
Автор: Шамова Л.П.   

В современном производстве востребованы специалисты среднего звена, обладающие профессиональной грамотностью, умением адаптироваться к современным условиям трудовой деятельности.

Нас, преподавателей, всегда волнуют вопросы, смогут ли выпускники нашего техникума при устройстве на работу выдержать предстоящие трудности, смогут ли стать грамотными мастерами, технологами, как сложится их трудовая деятельность?

Современные реформы, проходящие в профессиональном образовании, направлены на развитие личности будущего специалиста. При решении задач профессионального обучения, каждый преподаватель должен понимать, что обучение должно идти по пути повышения активности обучающегося, гибкости мышления, формирования широты наблюдательности, умения самостоятельно овладевать знаниями.

Для достижения поставленной цели в учебных планах всех изучаемых дисциплин, составленных в соответствии с государственным стандартом СПО 2002 года, увеличен объем часов самостоятельной практической работы. Всё чаще используются формы работы, имеющие творческий и поисковый характер, тем самым, снижается доля репродуктивного труда. Поэтому самостоятельная работа является одной из важных основ формирования общих знаний, умений и навыков у обучающихся.

Говоря о значении самостоятельной деятельности, классики и современники делают одни и те же выводы: никакое воздействие из вне, никакие инструкции, наставления, приказы, убеждения не заменят и не сравнятся по эффективности с самостоятельной деятельностью. К.Д. Ушинский считал: « Самостоятельность головы учащегося - единственно прочное основание всякого плодотворного учения».

В последние годы в процессе выполнения самостоятельной работы студентами преподаватели нашего техникума сталкиваются с рядом трудностей, вызванных отсутствием умения выделять главное, обобщать и делать выводы. Очень часто студенты имеют плохую память и повышенную невнимательность, неуверенность в себе и в своих ранее приобретённых знаниях. Большинство студентов не умеют планово распределять своё полезное время, нет настроя, желания, силы воли.

По нашему мнению, большую роль в успешности выполнения заданий должен сыграть преподаватель. Он должен помочь студенту наиболее рационально спланировать, наиболее эффективно организовать учебно-познавательную деятельность и осуществить самостоятельную работу под своим руководством, но без своего непосредственного участия. При этом обязательно должны учитываться индивидуальные особенности студентов. Развитие компьютерных средств, телекоммуникаций, сети Интернет дают возможность студенту по новому работать с информацией. Компьютерные обучающие программы предлагают учащемуся тренировочные задания и упражнения, оценивают их выполнение, оказывают оперативную помощь в виде подсказок, разъяснений. В связи с этим перед преподавателями также ставится задача: формировать умение самостоятельно добывать нужную информацию из разнообразных источников, оперативно обмениваться с помощью современных технологий. Некоторые темы, более лёгкие, пригодные для самостоятельного изучения могут изучаться без помощи преподавателя.

Это позволит разгрузить аудиторные занятия, повысить интерес к дисциплине, повысить качество успеваемости, развить самостоятельность. При преподавании дисциплины «Процессы формообразования и инструменты» на 2-ом и 3-ем курсах специальности 151001 «Технология машиностроения» я уделяю большое внимание выполнению самостоятельной работы студентами. При этом использую разнообразные формы самостоятельной работы на учебных и внеаудиторных занятиях. Стараюсь, чтобы эта работа выполнялась систематически, была содержательной, интересной и контролируемой. Самостоятельная работа осуществляется студентами индивидуально или группами в зависимости от цели и объёма задания, уровня сложности. Перед выполнением задания провожу инструктаж, который включает обоснование цели задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объём, основные требования к результатам работы.

На начальном этапе изучения дисциплины на 2 курсе использую такие формы самостоятельной работы, как конспектирование небольшого раздела темы, чаще всего более лёгкого в понимании и запоминании, письменные ответы на поставленные вопросы. Заполнение и составление таблиц, карточек позволяет студентам анализировать и систематизировать изученный материал, учит выделять главное.

Широко использую задания с созданием проблемных ситуаций, которые очень часто выполняются с использованием справочной технической литературой. При этом перед собой ставлю задачи: привить студентом навыки самостоятельной работы со справочной технической литературой (что очень важно для будущего технолога) и развить умения применять полученные знания на практике.

На этом этапе также использую такие формы творческой деятельности студентов, как составление тематических кроссвордов, тестов, вопросников. Это позволяет студентам лучше запомнить определения, понятия, термины. На третьем курсе большое внимание уделяю подготовке сообщений, докладов, рефератов с использование элементов частично- поискового и исследовательского характера. Студентам приходится изучать большой объем технической литературы. Они учатся оценивать материал с точки зрения его важности, выбирать главное, учатся составлять планы, кратко и лаконично излагать материал.

При выполнении студентами рефератов часто ставлю задачу не только рассмотреть общую техническую сторону вопроса по специальной технической литературе, но и ознакомиться с внедрением новых технологий, оснастки, оборудования непосредственно в реальных условия на производстве. Студенты имеют возможность посетить машиностроительные предприятия города, встретится со специалистами, непосредственно занимающиеся внедрением новых технологий в производство, посетить производственные цеха. Анализируя внедрение новых технологий, оснастки, оборудования с момента их приобретения до запуска в производство, студенты знакомятся с различными технологическими ситуациями, трудностями, способами их решения, делают вывод о результатах внедрения (повышение производительности труда, увеличение качества и снижение себестоимости выпускаемой продукции).

Выполнение таких реферативных работ способствует развитию у студентов навыков профессиональной деятельности, самостоятельности мышления и анализа конкретных ситуаций.

При выполнении самостоятельной работы очень важно правильно оценить её результаты. Для оценки результатов самостоятельной деятельности использую такие критерии как:

  1. уровень усвоения материала;
  2. умение студентов использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  3. обоснованность и чёткость ответов;
  4. оформление материала в соответствии с требованиями.

Сочетание этих оценок с одобрением успеха и поощрением студентов обеспечивает качественное усвоение материала и стимулирует их продолжить усердно трудиться.